Б. В. Ляпунов. В мире фантастики

Голосов пока нет

  
М.: Книга, 1975.
Отрывок, стр. 114 –118.

     Острую политическую сатиру создают писатели, обращающиеся к теме «человек — машина». Будущее кибернетики вызывает споры, а появление «мыслящих машин», в перспективе — кибернетических двойников человека, дает благодатный материал для острых фантастических ситуаций. К ним прибегают в своих рассказах И. Варшавский и А. Днепров (в сборниках И. Варшавского «Молекулярное кафе», «Человек, который видел антимир», «Солнце заходит в Дономаге»)…

     Под Дономагой («Солнце заходит в Дономаге») легко угадывается любая из высокоразвитых капиталистических стран нашего мира, хотя автор и не указывает конкретно, где происходит действие.
     К чему приводит развитие науки и техники в стране, в которой властвуют монополии? Там достигнуто процветание, но человек не обретает счастья, он становится рабом бездушного строя, превыше всего ставящего прибыль. Отсюда все конфликты, происходящие с героями в Дономаге. Один из них, например, едва сам не превращается в автомат, другой становится живым вычислительным устройством, третий — искусственный человек, рожденный в колбе, — влачит жалкое существование придатка машины. Четвертый оказывается единственным, кто выживает после катастрофы, вызванной испытанием нового оружия, и делит свое одиночество лишь с «электронным мозгом», а в конце концов погибает. Солнце заходит в Дономаге...
     К циклу рассказов о Дономаге относится и рассказ «Тараканы» в авторском сборнике «Лавка сновидений» В нем приведены не только отдельные черты жизни в этой вымышленной стране, где все регламентировано, где биостимуляторы заменяют людям эмоции, а человеческая личность низведена до стандарта, но показано и чудовищное неравенство, господствующее в государстве, где правящая каста отыскивает с помощью генетического гороскопа будущих гениев, которых отправляют затем в исследовательский центр. Автор описывает чудовищные эксперименты по созданию мыслящих обезьян и подчеркивает, что народ Дономаги — лишь материал для все более изуверских опытов.
     Сатирическими приемами Варшавский показывает, какое мрачное будущее ожидает человека в капиталистическом обществе, использующем в своих целях высшие достижения автоматики. Человек в нем сам превратится в автомат, лишится естественных чувств и эмоций. Но писатель верит, что люди не допустят превращения мира в механизированный «рай». Поэтому закономерен бунт против новой формы навязанного человечеству рабства.
     В рассказах сборника «Молекулярное кафе» высмеиваются штампованные сюжеты, бытующие в западной фантастической литературе, показывается, до какого абсурда может довести идея о полной замене человека машиной и каковы политические следствия решения кибернетических проблем буржуазной наукой (разделы «Автоматы и люди», «Секреты жанра »)
     О мыслящих роботах, биоэлектронике, парадоксах пространства-времени и других пишет Варшавский в рассказах сборника «Человек, который видел антимир». В нем широко представлены юмористическая фантастика и фантастические памфлеты.
……….

    Современная фантастика прибегает и к юмору. Создаются многочисленные пародии, высмеиваются штампы и недостатки ряда произведений фантастики же — как нашей, так и зарубежной. Можно отметить цикл И. Варшавского «Фантастика в собственном, соку» (в авторском сборнике «Солнце заходит в Дономаге») его же рассказ «Человек, который видел антимир» (в одноименном авторском сборнике), рассказы в сборнике «Лавка сновидений». С помощью фантастических приемов высмеивается и чрезмерное увлечение сложными научными идеями, неоправданное применение их, приводящее к абсурду. Характерен в этом отношении рассказ И. Варшавского «Второе рождение» (в авторском сборнике «Лавка сновидений»), в котором ученые-бионики невероятно усложняют свои создания, вместо поиска более простых и разумных решений. Выступает И. Варшавский и против стремления некоторых авторов приписать все события человеческой истории и развитие цивилизации вмешательству пришельцев из иных миров (рассказ «Петля гистерезиса» в том же сборнике).
     Юмористическая фантастика иногда служит и средством выражения определенной точки зрения на проблему, трактуемую теми же фантастами и учеными. Так, в рассказе Контактов не будет» (в авторском сборнике «Лавка сновидений») И. Варшавский подвергает осмеянию распространенное в фантастике мнение о легкости, с какой может быть достигнуто взаимопонимание и установлены  (именно дружеские) связи с существами иных миров, совершенно несходными с нами.