Об авторе (из "Энц.Фант.")

Голосов пока нет

 

Рус. сов. прозаик, критик, исследователь НФ, известный также произв. др. жанров, один из ведущих авторов послевоен. отечественной НФ. Род. в Москве, участвовал в Великой Отечественной войне (был кавалеристом, минометчиком, электриком, сапером), после демобилизации окончил Всесоюзный индустриальный ин-т, работал инженером; с 1957 г. - професс. писатель. Чл. СП. Один из руководителей семинара молодых фантастов и семинара в Малеевке. Первая НФ публикация - повесть "Человек-ракета" (1946 - в соавт. с Г.Ясным). Живет в Москве.

Один из ветеранов сов. НФ, отдавший ей - собственным лит. трудом и активной пропагандой этого вида лит-ры - без малого полвека, Г. начинал с "произв." повестей и романов в духе фантастики "ближнего прицела" (см. Близкое будущее), но уже в 1960-х гг. отошел от ее неписанных канонов и клише; ранние повести и р-зы писателя составили сб. - "Человек-ракета" (1947 - в соавт. с Г.Ясным), "Прохождение Немезиды" (1961), "Пленники астероида" (1962; доп. 1965). В ранних повестях писателя основу сюжета составляет фант. изобретение и открытие: в "Тополе стремительном" (1951) это метод выведения породы быстрорастущих деревьев (см. Флора фантастическая), в "Инее на пальмах" (1951; 1954) - производство нетающего льда (в мирных целях в СССР и в агрессивных - на Западе) (см. Климат, Политика), во "Втором сердце" (1955) - достижения трансплантации (см. Медицина), в "Прохождении Немезиды" (1957) - предотвращение столкновения Земли с др. планетой, залетевшей в Солнечную систему (см. Глобальная катастрофа), в "Подземной непогоде" (фрагм. 1954-55 - "Борьба с подземной непогодой"; доп. 1956) - управление тектоническими процессами; последняя повесть, вместе с продолжением, составила дилогию - "На прозрачной планете" (1963). Самое крупное произв. Г. этого периода - роман "Рождение шестого океана" (фрагм. 1957; фрагм. 1960; 1960), в к-ром очередное фантаст. открытие - электричество без проводов - совершается на фоне остросюжетной междунар. интриги (см. Политика, Энергия).

Ранние произв. писателя, посвященные освоению космоса в близком будущем: повести - "Инфра Дракона" (1958) (см. Астрономия и астрофизика, Звезды), "Первый день творения" (1960), "Пленники астероида" (1962), "Мы - с переднего края" (1962) и др. - впоследствии были объединены в масштабный роман-утопию "Мы - из Солнечной системы" (1965). Герои достаточно идиллического (хотя и не совсем "беспроблемного") коммунистического будущего заняты бурной планетарной инженерией, вторгаются в атомарное строение вещества, создают идентичных двойников человека, вплотную подошли к решению проблем бессмертия, демографии (см. Оптимизм и пессимизм, Технологии); в целом, утопия Г. значительно уступала др. отечественным примерам 1960-х гг. Вместе с тем, представляет интерес многолетняя разработка писателем темы бессмертия, начатая статьей-гипотезой "Сколько мы будем жить?" (1959), в к-рой речь идет об изменении "программы развития" человека с целью устранения старости и смерти; героя р-за "Игра в "ничего не выйдет" (1964) волнуют вопросы: Как изменить человека, когда продолжительность жизни достигает 1000 лет? Если бессмертие достигается периодическим омолаживанием, то не следует ли при этом улучшать человека, например, делать его красивее? (см. Сверхчеловек).

Начиная со 2-й пол. 1960-х Г. переходит к более "мягкой" (гуманитарной) НФ, делая особый упор на психологию, социологию; произв. этого периода вошли в сб. - "Месторождение времени" (1972), "Нелинейная фантастика" (1978), "Только обгон" (1985), "Учебники для волшебника" (1985), "Ордер на молодость" (1990). В то же время писатель продолжает достраивать свою галерею сверхчеловеков, обладающих нов. фантаст. способностями: телепатией (правда, с помощью изобретенного прибора) - в "Опрятности ума" (1970), способностью бесконечно деформировать собственное тело (отрастить нос с чутьем собаки, выращивая жабры, превратиться в дельфина, и т.п.) - в повести "Когда выбирается "я" (1972) (см. Биология), ускрением сигналов в нервной системе - в р-зе "Месторождение времени" (1972).

Последние произв. Г. нельзя отнести к удачам писателя, все более склоняющегося к форме "НФ конспекта", где лишь намечены - часто достаточно интересные и оригинальные - НФ идеи, но отсутствует их худож. разработка. Еще в повести "Делается открытие" (1978) герои на протяжении века создают науку управления ходом времени - "темпорологию" (см. Науки воображаемые), а в романе "Темпоград" (1980) описана работа уже целого науч. городка, живущего в ускоренном времени и справляющегося с проблемами, требующими срочного решения (см. Города, Масштабы пространственные и временные в НФ, Ученые). Герой романа "В Зените" (сокр. 1972 - "Приглашение в зенит"; доп. 1985) по приглашению представителя внеземной цивилизации совершает далекое космич. путешествие (см. Астрономия и астрофизика, Галактическая федерация, Звезды, Космические полеты, Сверхразум).

Г. является также автором книг об истории НФ, ее темах и перспективах - "Карта Страны Фантазии" (1967) и "Беседы о научной фантастике" (1982); науч.-поп. книг (в к-рых обильно используется НФ материал) - "Полет на Луну" (1955), "Неведомое на вашу долю" (1975), "Птица будущего" (1979); науч.-худож. книги о возможных направлениях развития наук - "Лоция будущих открытий" (1990).

Вл.Б.