Об авторах (из "Энц.Фант.")

Голосов пока нет

АБРАМОВ, Александр Иванович
(1900-1985).

АБРАМОВ, Сергей Александрович
(р. 1944).

 

АБРАМОВ, Александр Иванович

Рус. сов. прозаик, киносценарист, журналист, театр. критик, известный также произв. др. жанров. Род. в Москве, окончил Ин-т нов. иностр. языков и Лит. ин-т им. В.Я.Брюсова (оба в Москве); работал в ред. журн. "Интернациональная литература", "Театр", в газ. "Вечерняя Москва". Чл. СП.

В НФ А. дебютировал повестью "Гибель шахмат" (1926), сюжет к-рой составила история создания совершенной шахматной машины, чуть не приведшего к вырождению этой игры (см. Спорт и досуг). Вновь писатель вернулся к НФ только через 30 лет, опубликовав все последующие НФ произв. в соавт. с сыном Сергеем (см. С.Абрамов ).

АБРАМОВ, Сергей Александрович

Рус. прозаик и журналист, известный также произв. др. жанров. Род. в Москве, сын А.Абрамова ; окончил ф-т гражданской авиации Моск. автодорожного ин-та, работал мастером на строительстве аэропорта Домодедово, был оставлен на кафедре ин-та; позже работал в журн. "Смена", газ. "Правда"; в наст время ред. еженедельника "Семья". Чл. СП, долгое время возглавлял Совет по фантаст. и приключенческой лит-ре при правлении СП РСФСР. Печататься начал с 1961 г. Живет в Москве.

Ранние произв. А., написанные в соавт. с отцом, представляют собой типичные образцы "твердой" (естественнонаучной) НФ , в основу к-рых были положены гипотетические идеи из области физики, биологии, кибернетики , закрученные в остром сюжете. В р-зе "Мошкара" (1968) это неизв. оружие , попавшее на Землю из космоса; в р-зе "Happy End" (1967) - нов. биол. оружие - биомасса, способная питаться за счет человека (см. Биология, Симбиоты); в "Четырех цветах памяти" (1967) - подсознательное в человеческой психике, позволяющее предвидеть будущее (см. Предвидения, Психология, Экстрасенсорное восприятие); исследование границы между миром реальным и антимиром проведено в р-зе "Комната для гостей" (1967). Р-зы и повести А. включены в сб. "Тень императора" (1967). В повести "Хождение за три мира" (1966) предпринята попытка использования многомерности нашего мира для путешествия в будущее (см. Иные измерения, Путешествия во времени). Герои др. повести, "Глаза века" (1967), переносятся в дореволюционную Москву (см. История в НФ).

Наиб. популярность С.А. и А.Абрамову принесла трилогия о галактистах - чужой, возможно, внегалактической цивилизации, представители к-рой исследуют Землю (см. Инопланетяне, Контакт); в трилогию входят романы - "Всадники ниоткуда" (1967), "Рай без памяти" (1968), "Серебряный вариант" (1978 - "Время против времени"; доп. 1978); все три романа объединены в один том - "Всадники ниоткуда". (1988). Разумные "розовые облака", встретившись с землянами, пытаются понять их, моделируя искусственным путем земных людей, воссоздавая земные события прошлого и настоящего; во 2-й книге земляне, установившие контакт с галактистами, с их помощью уточняют события прошлого, объясняют суть человечества на примерах истории (см. История в НФ, "Прогрессорство"); 3-я книга, опубл. через десять лет после первых двух, имеет вялый сюжет и по существу не добавляет ничего нового. В основе романа "Селеста-7000" (1970 - "Джинн из лазури"; 1971) - открытие на Земле гигантского инопланетного информария, к-рый хранит в своей памяти все сведения о нашей планете за ее многовековую историю; "Селеста-7000" - самопрограммирующаяся кибернетическая система, меняющаяся в результате восприятия информации и контакта с человеком (см. Кибернетика, Коммуникации). А герои романа "Все дозволено" (1973) сами исследуют далекую планету Гедону и устанавливают контакт с ее необычными обитателями (см. Инопланетяне).

Если первые самостоятельные произв. С.А. - роман "Канатоходцы" (1972; доп. 1973) и повесть "Волчок для Гулливера" (1973) - были выдержаны в традиционном ключе НФ, то уже повести "В лесу прифронтовом" (1974) и "Время его учеников" (1977) продемонстрировали отход от внешне эффектных фантаст. идей, углубление в психологию героев и переход к странным сюжетам совр. сказки и фэнтэзи . Хотя в этих повестях, связанных общими героями, еще остается нек-рая наукообразность (исследования перемещения в иных измерениях и путешествий во времени) , но в то же время появляются лирические нотки, неторопливость в описании даже внешне бурных событий (герои перемещаются во времена второй мировой войны). В повести "Выше Радуги" (1979) применен чисто сказочный прием: юноша получает во сне чудесный дар - умение прыгать в высоту - то ли от джинна, то ли от бабы Яги, то ли вследствие "трансцедентной инверсии мозговых синапсов в конвергенционно-инвариантном пространстве четырех измерений" (см. Мифология в НФ, Свехчеловек); экранизирована в 1986 г. Разновидностями совр. сказки являются и поздние произв. С.А.: повесть "Рыжий, красный, человек опасный" (1979), юношеская фантазия "Странник" (1983), связанная общими героями с повестью "Выше Радуги"; "апрельская сказка" - "Двое под одним зонтом" (1980), также экранизированная в 1984 г.; сказочно-правдивая история "Потому что потому" (1983), повесть "Требуется чудо" (1983); во всех этих произв. фантастика используются лишь как прием. Большинство этих примеров "странной гор. прозы" объединено в сб. - "Опознай живого" (1976), "Новое платье короля" (1990).